Беспилотные летательные аппараты (БЛА) бундесвера

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) бундесвераКомандование вооруженных сил ФРГ (бундесвера), анализируя раз­витие обстановки в мире, полагает, что появление новых ассиметричных угроз, в частности таких как: междуна­родный терроризм, борьба с наркотра­фиком, морское пиратство, этнические конфликты, техногенные катастрофы и ликвидация их последствий, выдвига­ют новые требования к вооруженным силам страны, которые должны соот­ветствовать этим требованиям и быть способными своевременно реагировать на возникающие новые политические, военные, технологические и природные вызовы. Изменился характер военных кон­фликтов и угроз.

Будущие сценарии применения военной силы требуют адекватной реакции и высокомобиль­ных вооруженных сил, способных гиб­ко реагировать на быстро меняющуюся военно-политическую обстановку. Они должны в рамках ограниченной численности быть готовыми к действиям в раз­личных точках земного шара и в любых климатических условиях. В свою очередь, это требует и новых принципов использования вооруженных сил. При этом делается упор на ве­дение бесконтактных боевых действий или минимальное присутствие воен­нослужащих в угрожаемых и опасных районах. Это может быть обеспечено только новыми методами применения бундесвера в сочетании с широким ис­пользованием достижений в области новейших технологий.

Одним из элементов решения воз­никающих проблем, по мнению руко­водства бундесвера, является широкое внедрение наземных, воздушных и мор­ских роботизированных систем двойно­го назначения, снижающих или полно­стью исключающих непосредственное участие человека, как в районе боевых действий, так и в агрессивной окружаю­щей среде при ликвидации последствий техногенных катастроф. В вооруженных силах ФРГ приме­нение беспилотных летательных аппа­ратов (БЛА) имеет свои многолетние традиции. В войсках они используются с 1972 года, когда на вооружение была принята первая авиационная беспилот­ная разведывательная система CL-89. В 1990-е годы подразделение, осна­щенное БЛА CL 289, находилось в Бо­снии и Герцеговине с задачей осущест­влять контроль с воздуха за ситуацией на земле.

На вооружении подразделений бун­десвера имеется большое количество аппаратов различного назначения и размеров - от нано-БЛА - летательных аппаратов, имеющих массу несколь­ко граммов (имеет значение «муха» — «Флиге» - Fliege) - до стратегических БЛА - типа «Глобал Хок» с размахом крыла до 40 м и массой не более 14 т. Основным документом, определяю­щим применение БЛА в вооруженных силах ФРГ, является наставление «Ос­новополагающие концепции примене­ния беспилотных летательных аппа­ратов в бундесвере» (Konzeptionellen Grundvorstelhmgen zum Einsatz unbe-mannter Luftfahrzeuge in der Bundeswehr). Этим документом регулируются вопро­сы принятия на вооружение, исполь­зования и дальнейшего развития БЛА, классификации этих систем и их боево­го применения.

Подразделения германского бундесве­ра, находящиеся за рубежом, использу­ют для решения задач наблюдения и разведки тактические разведыватель­ные БЛА, к числу которых относятся: «Микадо» (MIKADO) - мини-БЛА с вертикальным взлетом и посадкой с дальностью действия до 1 000 м на вы­соте до 30 м. Предназначен для обследо­вания конкретных объектов. «Аладин» (ALADIN) - БЛА с даль­ностью действия до 5 км на высоте до 150 м. KZO - БЛА с дальностью действия до 100 км. Может находиться непрерыв­но в воздухе до 5 ч. Используется для выдачи данных для артиллерии и веде­ния разведки. Способен действовать и в ночное время. «Луна» (LUNA) - используется для ведения разведки на глубину до 80 км, может находиться непрерывно в возду­хе до 8 ч.

Все эти разведывательные средства применялись в Афганистане и на Бал­канах. Командование бундесвера считает, что снижение нагрузки на военнослу­жащих и обеспечение их безопасности при выполнении боевых задач – одна из основных целей использования беспи­лотных и роботизированных систем. В то же время значительное сокраще­ние численности личного состава воо­руженных сил ФРГ и необходимость повышения эффективности защиты военнослужащих при выполнении бое­вых задач выдвигает новые требования к перспективным роботизированным беспилотным системам, как воздушным и наземным, так и морского назначения.

По мнению германских военных специалистов, беспилотная авиация в настоящее время способна выполнять следующие боевые задачи: вести раз­ведку, наблюдение, рекогносцировку местности; выявлять отдельные мины или минные поля; вести радиоразведку, прослушивание мобильных телефонов; вести наблюдение за населением окку­пированных территорий; поддерживать войска ударами с воздуха и наносить точечные удары по целям. В министерстве обороны ФРГ отмечают, что обе­спечение непрерывности действий беспилотных ле­тательных систем позволит своевременно выявлять возникающие для герман­ских военнослужащих и их союзников угрозы и своев­ременно на них реагиро­вать.

Вместе с тем в бундесве­ре отмечают, что состоя­щие на вооружении в су­хопутных войсках вышеперечисленные системы не отвечают в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в настоящее время к БЛА. Кроме того, в период с 2015 по 2020 год в бундесвере заканчивается эксплуа­тация состоящих на вооружении беспи­лотных авиационных систем, таких как «Луна» и KZO. В связи с этим у командования воо­руженных сил возникает естественный вопрос, какие системы принимать в пер­спективе? С этой целью в министерстве оборо­ны ФРГ были разработаны требования, которым должны будут отвечать пер­спективные роботизированные авиаци­онные системы.

Командование сухопутных войск, в частности, считает, что новые системы должны быть всепогодными, способны­ми действовать днем и ночью с высокой надежностью и точностью. Новые беспилотные летательные ап­параты должны разрабатываться на ос­нове современных технических дости­жений, оснащаться новейшей аппара­турой, обеспечивающей их длительное автономное действие и исключающей присутствие человека в угрожаемом районе или непосредствен­но в районе боевых дей­ствий. В свою очередь, это тре­бует разработки новых организационно-штатных структур подобных подраз­делений, а также обеспе­чения соответствующей подготовки обслуживаю­щего эти системы личного состава.

Важнейшими требовани­ями к БЛА являются: ранняя идентификация и наиболее точное опре­деление координат цели или характера выявленной угрозы; надежное обследова­ние объекта или подозре­ваемой территории, с кото­рой исходит угроза; большая продолжи­тельность патрулирования в назначенном районе; независимость от места старта и на­земной инфраструктуры; платформа-носитель должна быть оборудована различным разведыватель­ным оборудованием. Перспективная беспилотная разве­дывательная система для сухопутных войск должна удовлетво­рять следующим требова­ниям: радиус действия не ме­нее 150 км (поддиапазоны: ближний до 10 км, сред­ний до 100 км и дальний свыше 100 км, в глубине района боевых действий) при работе днем и ночью, в любых погодных и клима­тических условиях; соответствие возможностей БЛА и наземных станций обрабатывать полу­чаемую с них информацию; продолжительность патрулирования в назначенном районе не менее 12 ч; возможность взаимодействия с бое­выми самолетами и вертолетами; беспилотная автоматическая разве­дывательная информационная система должна быть увязана со средствами воз­действия или боевого поражения; использование наземных станций управления (НСУ) для передачи данных на ударные средства - летательные ап­параты и артиллерию; полностью автоматизированные взлет, полет и посадка без дополнитель­ной инфраструктуры обеспечения поле­та БЛА; наличие аппаратуры с мониторами высокого разрешения для вывода и ана­лиза полученных данных; возможность измерения метеороло­гических параметров и обеспечение их передачи; возможность подключения БЛА к состоящим на вооружении сухопутных войск командно-информационным си­стемам управления; необходимая экономичность исполь­зования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения БЛА.

Данные должны непрерывным пото­ком передаваться на интегрированную НСУ. Здесь полученные материалы оце­ниваются, обрабатываются и передают­ся непосредственно в соответствующие органы управления — центры управле­ния войсками - Joint Operations Center (JOC) или центры управления огнем – Joint Fire Support Coordination Group (JFSSG), чтобы можно было безотлага­тельно использовать необходимые сред­ства воздействия. Остается нерешенным вопрос вы­бора типа аппарата: вертолетного или самолетного. Германские специалисты считают, что необходимы и те и другие варианты машин, в частности, как в су­хопутных войсках, так и в ВМС. В ВВС отдают предпочтение летательным ап­паратам самолетного типа с большим радиусом действия. Сухопутные войска совместно с компаниями военно-промышленно­го комплекса каждые два года прово­дят выставку (ELROB – Europaesche Leistungsschau Robotik), чтобы проде­монстрировать достижения в этой обла­сти и выявить подходящие для военного применения проекты.

Полученные в ходе эксплуатации БЛА и роботизированных наземных систем результаты, а также представляемые на выставке ELROB образцы служат улуч­шению качества и расширению спектра применения беспилотных роботизиро­ванных систем. При этом большое коли­чество германских фирм, прежде всего мелких и средних, демонстрируют свой инновационный потенциал. В бундесвере сделан упор на развитие и внедрение беспилотных (роботизиро­ванных) систем. Благодаря всесторон­ней кооперации с промышленностью созданы условия для проведения иссле­дований и получения конкретных ре­зультатов в этой области. Рациональное применение подобных аппаратов позволяет прийти к одному важному выводу: за счет использования многосторонних возможностей беспи­лотных систем повышается – и это наи­главнейший приоритет — защищенность военнослужащих при выполнении по­ставленных перед ними задач. С помощью роботизированных си­стем наращиваются боевые возможности войск и усиливается эф­фективность их примене­ния.

Предпосылками для этого наряду с использо­ванием техники являются первоклассная и всеохва­тывающая подготовка и высокая ответственность специалистов всех уров­ней, применяющих и об­служивающих эту технику. Одна из главных целей применения беспилотных и автоматических систем –дальнейшее усиление за­щиты и безопасности лич­ного состава. Германское правитель­ство предложило выделить около 200 млн. евро на реализацию соб­ственного проекта беспилотного лета­тельного аппарата. Развитие подобных технологий свя­зывают с проводимым с 2011 года со­кращением численности бундесвера. Относительно небольшой по количе­ству личного состава бундесвер должен иметь большую ударную мощь, в том числе за счет использования передовых военных технологий, включая беспи­лотную авиацию.

Но, как полагают в германском воен­ном ведомстве, пока в краткосрочной временной перспективе бундесвер мог бы использовать модели иностранного производства: американского, израиль­ского или других государств на основе лизинга или покупки. В частности, в Израиле прошли под­готовку по программе управления БЛА израильского производства «Герон-1» офицеры из состава 51-й разведыва­тельной авиационной эскадры «Иммельманн», базирующейся на севере Германии в н.п. Кропп (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн). Эти аппа­раты использовались коалиционными силами в Афганистане. Подготовлен­ные в Израиле германские специалисты входили в состав миротворческих сил в этой стране. В ВМС ФРГ базисной системой явля­ется БЛА морского базирования S-100 «Камкоптер» производства австрийской компании «Шибель». В начале 2013 года в Германию для проведения испытаний прибыл первый БЛА «Еврохок», который был передан в состав 51 раэск. Данный аппарат разработан амери­канским концерном «Нортроп-Груман» на базе БЛА «Глобал Хок», состояще­го на вооружении ВВС США.

Система разведывательного оборудования была разработана компанией «Кассидиан» специально для ВС ФРГ. «Еврохок» имеет следующие параме­тры: размах крыла 40 м, масса 15 т; дли­на 14,5 м, продолжительность полета 30 ч, дальность полета 25 000 км. Командование ВС ФРГ планировало с принятием на вооружение данного типа ВВТ значительно усилить систему воз­душной разведки бундесвера. Однако в мае 2013 года Германия ан­нулировала планы приобретения остав­шихся четырех высотных беспилотных летательных аппаратов «Еврохок» в ва­рианте Block 20, ссылаясь на сложность их допуска к полетам в воздушном про­странстве Европы.

Тем не менее специ­алисты компании «Нортроп-Грумман» продолжают работы по поставке для НАТО к 2016 году пяти «Глобал Хок» в варианте Block 40. В ноябре 2013 года министры оборо­ны Франции, Германии, Греции, Ита­лии, Польши, Испании и Нидерландов инициировали разработку Европейским оборонным агентством (EDA – European Defense Agency) единых требований к перспективным беспилотным аппара­там типа MALE, которые будут созданы к 2020 году. В настоящее время рядом европейских стран уже ведутся совместные работы в области беспилотной техники. Так, попытки Великобритании и Франции через компании «БАэ системз» и «Дассо» совместно разработать БЛА типа MALE «Телемос» пока не увенчались успехом, что привело к замораживанию проекта. В июне 2013 года западноевропейский концерн ЕАДС, французская фирма «Дассо» и итальянская «Алениа аэрмакки» высказались за европейскую программу создания БЛА и приступили к совместному определению концепции двухдвигательного реактивного БЛА типа MALE. Мировой рынок БЛА оценивается производителями в 70 млрд. евро до 2020 года.

На нем доминируют США – 30%, ФРГ – на 6-м месте – 4%. Всеми силами стремится выйти на этот рынок Китай, предлагающий 25 новых БЛА собственного производства. США пока прочно удер­живают лидерство в раз­работке и применении беспилотной авиации. В американских ВВС стра­тегический разведыватель­ный БЛА «Глобал Хок» не несет никаких авиацион­ных средств поражения. Для точечных ударов в Афганистане и Пакистане американцы используют многоцелевые ударные дистанционно управляемые летатель­ные аппараты MQ-1B «Предатор» и MQ-9 «Рипер». MQ-1B «Предатор» (в изначальном варианте - RQ-1 «Предатор») создавал­ся как летательный аппарат для сбора данных, наблюдения, определения це­лей и разведки. В 2002 году модель RQ-1 была модернизирована и оснащена дву­мя управляемыми ракетами AGM-114A «Хеллфайр-2» класса «воздух — земля» с дальностью пуска до 8 км. Этот аппа­рат получил обозначение MQ-1B «Пре­датор». В Европе консорциум из 12 фирм восьми государств ведет НИОКР по соз­данию БЛА. Таким образом, командование бундесвера в настоящее время уделяет боль­шое внимание разработкам и внедрению в войска БЛА, созданных на базе но­вейших научно-технических достижений. При этом приоритет отдается собственным разработкам и изделиям, полученным в кооперации со своими партнерами. Не исключается закупка также зарубежных образцов. (Полковник А. Дронов, «ЗВО»)

Факт Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция "Буря в пустыне", группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил.


Просмотров: 1428 | 31 января 2015
Расскажи друзьям:

Комментарии:

Оставить комментарий